8(963)777-99-92
Подбор персонала
для дома и офиса
Нужна няня
Нужен психолог
Нужен водитель

Свое и чужое

 

-Знаете, - шепчет мама, придвинувшись ко мне поближе, - еще он у меня ворует, и я не знаю, что с этим делать.

 

Подобного рода жалобы встречаются в практике детского психолога очень часто, причем как в работе с дошкольниками, так и с более старшими детьми.

 

В каждом возрасте причины детского воровства, так же как и способы его профилактики и коррекции, свои особые. Разобравшись с мотивами, которые движут малышом, взрослые сумеют, не прибегая к помощи специалистов, самостоятельно справиться с этой проблемой.

 

Впервые ребенок сталкивается с тем, что мир разделен на свое пространство и чужое, довольно рано. Когда малыш рождается, он считает себя частью окружающего мира, не выделяя себя как отдельную личность. Весь доступный ему мир - это и есть он. Но буквально через несколько месяцев, когда он тянет ручки к привлекательной для него вещи, то слышит первое: "Нельзя!". Малышу еще не понятно, почему ему нельзя то, что он хочет, он начинает плакать, просить, и родители, как правило, сдаются, идут на поводу у капризов ребенка, тем самым нарушая представление ребенка о границах его пространства. Немного подросший малыш, выйдя на прогулку, видит в руках у сверстника интересную игрушку и сразу начинает ее отнимать, показывая, что он не различает, где свое, а где чужое. А дома из любопытства лезет в мамину сумку, в которой столько всего интересного. Родители редко запрещают детям такие поползновения, не понимая, что своим поведением поощряют его брать без спроса то, что ему не принадлежит.

 

Именно в таком способе воспитания часто кроется причина дошкольного воровства. У ребенка до 6 лет еще не развиты волевые качества характера, он знает, что чужое брать нельзя, но ему так сильно хочется, что он просто не может пройти мимо красивой вещи. К тому же неумение выражать свои желания, неуверенность в себе и несоблюдение личностных границ в семье усугубляют ситуацию.

 

Ребенок более старшего возраста уже хорошо понимает, что он совершает серьезный проступок, воруя какую-либо вещь или деньги, но и мотивы, которыми он руководствуется, гораздо сильнее простого желания поиграть. Отсутствие элементарного терпения в ситуации, когда ребенку всегда и все позволено, желание обладать, быть собственником какой-то вещи, в обратной ситуации, когда родители игнорируют желания ребенка, а также желание влиться в группу сверстников - вот основные движущие силы воровства школьника.

 

Ребенок может совершить кражу импульсивно или заранее ее спланировав, украсть незначительную вещь или большую сумму денег, рассказать или не рассказать об этом родителям, и каждый из этих случаев требует отдельного подхода. Но существуют также и общие рекомендации по "профилактике" таких случаев:

 

  1. Не провоцируйте ребенка. Если вы знаете о склонности вашего малыша брать чужое, не оставляйте его без присмотра рядом с чужими вещами, которые ему понравились.
  2. Не транслируйте ребенку тревогу по поводу того, что ему нельзя доверять, так как он может что-либо украсть.
  3. Если ребенок спрашивает о последствиях воровства, не стоит сразу выпытывать у него, зачем ему это понадобилось. Постарайтесь спокойно ответить на его вопросы.
  4. Всегда выслушивайте своего малыша, с пониманием относитесь к его желаниям, но не идите все время у него на поводу.
  5. Всегда в категоричной форме, твердо и уверенно пресекайте все попытки ребенка взять то, что ему не принадлежит, даже найденную на улице игрушку.
  6. Чувство одиночества, желание "заслужить" дружбу наличием какой-то значимой в детском сообществе вещью можно предотвратить, сохраняя с ребенком дружеские отношения, проявляя внимание к его потребностям и доставляя ему удовольствие заслуженными подарками.

 

Царева Юлия
Детский психолог агентства "Бон Персон"

 

См. также:
Консультации детского психолога
Об агентстве

Няня.ру-няни для ребенка | Согласие на обработку персональных данных | Политика конфеденциальности © Кадровое агентство «Бон Персон» 2005-2017